Специфика инвестиционной деятельности в условиях административно-командной системы управления
Известно, что в рыночной экономике функция формирования и распределения инвестиционных ресурсов действует автоматически, исходя из экономических критериев выбора объекта инвестирования, ориентированных на доходность вложений. В административно-командной системе, где государство является монопольным инвестором, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное распределение инвестиционных ресурсов осуществлялось государственными органами посредством административных рычагов регулирования.
Замена экономических критериев административными методами определения потребностей хозяйствующих субъектов вела к искажению целевых установок инвесторов различных уровней. Таким образом, предпосылки деформаций в инвестиционной сфере возникли в условиях прежней системы управления экономикой.
Административные рычаги регулирования не стимулировали предприятия к формированию накоплений. Механизм безвозмездных изъятий накоплений предприятий параллельно предполагал существенные ограничения их возможностей распоряжаться собственными средствами. Это способствовало экстенсивному развитию народного хозяйства, воспроизводству устаревшей материально-технической базы. Попытки расширить права и инициативу предприятий в области инвестиционной деятельности, предпринятые в процессе экономических реформ конца 60-х годов, не принесли. ощутимых результатов.